Актуальные новости

    Распечатать

Новый этап развития электронного нотариата одобрен на заседании Правительства

Законопроект, предусматривающий появление удаленных и дистанционных нотариальных действий и других новшеств нотариата для «цифровой экономики», одобрен для внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. На заседании Правительства, состоявшемся 4 июля 2019 года, развитие электронного нотариата получило высокие оценки.

Проект федерального закона, ранее одобренный Правительственной комиссией, разработан в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». Его главное задачей является создание надежных правовых инструментов для «цифрового оборота» с помощью нотариата, который от имени государства обеспечивает защиту прав граждан и собственности в любых технологических укладах. Федеральная нотариальная палата уже несколько лет успешно создает и развивает сервисы «электронного нотариата», а высокие результаты этой работы подтверждают верность законодательных решений. Перечисляя в ходе заседания наиболее значимые из планируемых новелл, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «Учитывая размеры нашей страны, надеюсь, это поможет гражданам и бизнесу экономить немало времени и денег».

Положениями законопроекта регламентируются такие значимые новшества, как совершение нотариальных действий в удаленном режиме и дистанционное удостоверение сделок. В первом случае заявитель сможет направить запрос и требуемые документы на совершение нотариального действия с помощью интернет через сервис Единой информационной системы нотариата или портал Госуслуг, подписав его своей усиленной электронной подписью. Оплатив совершение нотариального действия, заявитель получит результаты оказанной услуги в виде электронного документа (или на бумаге, по запросу заявителя) в срок не более чем пять дней. В таком режиме можно будет совершить следующий ряд нотариальных действий, при которых отсутствует потребность в проверке соответствия воли и волеизъявления заявителя, так как его права или права третьих лиц не могут быть нарушены:

— свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой

— передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам

— принятие в депозит денежных средств, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса

— депонирование нотариусом безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг

— обеспечение доказательств в виде осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

— выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

По прогнозам экспертов, уже на 1 этапе до 30 % нотариальных действий, не требующих установления волеизъявления, будут совершаться удаленно без личной явки граждан к нотариусу, что повлечет сокращение финансовых и временных издержек граждан до 40% и 75% соответственно благодаря удаленным нотариальным действиям. Кроме того, если брать во внимание разницы часовых поясов в Российской Федерации, то можно говорить о том, что благодаря инновациям, возможность удаленного обращения за совершением нотариальных действий обеспечивается практически круглосуточно.

Отдельно Председатель Правительства остановился на таком нововведении, как дистанционные сделки с участием двух нотариусов, находящихся в разных городах: «То есть для заключения договора предпринимателям не надо будет встречаться лично, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено».

Дистанционное удостоверение сделок двумя и более нотариусами является одним из ключевых пунктов законопроекта. Это важно, к примеру, для рынка недвижимости, когда покупателю из одного региона не придется ехать в другой, где находится объект покупки, для удостоверения сделки. Достаточно будет обратиться к ближайшему нотариусу, а продавец обратится к ближайшему нотариусу в своем городе, и они дистанционно удостоверят сделку в электронном виде. Документы будут направлены в электронном виде в Росреестр для регистрации прав, и сторонам сделки не придется даже нести расходы на приобретение усиленных электронных подписей — все выполнит нотариус, тем более что уже сейчас подача документов в Росреестр производится нотариусом бесплатно, в электронном виде и в день совершения сделки, и право регистрируется в течение одного дня.

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «Такие новеллы позволяют раскрыть позитивный потенциал цифровых технологий в жизни общества, сделать новые форматы гражданского оборота не только удобными, но и защищенными с помощью нотариуса. Именно нотариус всегда выступал гарантом законности первичного документа, на основе которого возникает право, и в условиях развития цифровой экономики нотариат уже готов предоставить самые современные сервисы».

Для регистрации таких нотариальных действий предусмотрено создание нового, отдельного электронного реестра Единой информационной системы (ЕИС) нотариата. Эта система, которая 1 июля отметила свою первую пятилетку, де-факто и де-юре стала платформой как для развития самой нотариальной деятельности в цифровой среде, так и для взаимодействия нотариата с государственными органами и другими структурами, обеспечивая стабильность гражданского оборота и способствуя появлению и развитию новых сервисов.

Из других новелл законопроекта следует отметить расширение сферы применения исполнительной надписи, которая сможет применяться для урегулирования проблем неоплаты услуг связи, а также для договоров с участием поручителей, если в договоре есть такой пункт. Уточняются тарифы на совершение исполнительной надписи в зависимости от размера взыскиваемых сумм.

Еще одним заметным положением законопроекта является введение машиночитаемой маркировки, размещаемой в нотариальном документе. Такая маркировка должна содержать реквизиты документа, сведения о нотариусе и заявителе, чтобы обеспечить быструю проверку подлинности документа по запросу участников межведомственного электронного взаимодействия через ЕИС нотариата. Вместе с тем такая мера не нарушит требований законодательства о защите нотариальной тайны. По оценкам ряда экспертов, принятие указанной нормы позволит сократить потери граждан в банковской сфере от мошеннических действий в результате подделки нотариальных документов, которые составляют около 2 млрд. рублей в год.

Уточняются нормы регулирования работы публичных реестров нотариата. Благодаря таким онлайн сервисам, как реестр уведомлений о залогах движимого имущества, реестр наследственных дел и сервис проверки доверенностей, временные и финансовые издержки граждан и бизнеса сокращаются и будут дальше сокращаться на 50-70% в год, вплоть до нуля.

Также законопроектом предусмотрено право нотариуса использовать установленные

законом реестры биометрических данных (единой информационной системы персональных данных) для идентификации заявителя, если есть сомнения в предъявленном документе, либо документа нет вообще. Последнее, теоретически, может открыть возможность обращения к нотариусу и в том случае, если забыт дома паспорт. Но эти аспекты еще предстоит урегулировать, в случае принятия закона, отдельными нормативными актами.

Другие материалы по теме

Трансформация российского нотариата в новых форматах цифровой экономики: тема экспертной сессии Гайдаровского форума

Координационно-методический совет ЦФО РФ собрался в Брянске

«Россия 1»: президент ФНП рассказал о преимуществах «электронного нотариата»

Поделиться
  • ВНИМАНИЮ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА!

    Уважаемые жители Республики Тыва и должностные лица органов местного самоуправления!

     

    С 1 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ, которым внесён ряд существенных изменений в законодательство о нотариате.

    Как и прежде, должностные лица органов местного самоуправления могут совершать некоторые нотариальные действия.

    Однако с 01 сентября 2019 года в органах местного самоуправления нельзя удостоверять доверенности по распоряжению недвижимым имуществом и завещания.

    При этом, установлена обязанность нотариальных палат по утверждению графика приёма населения в поселениях или населённых пунктах, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий.

    В случае наличия у Вас сведений о таких населённых пунктах, просим сообщить в Нотариальную палату Республики Тыва до 25 апреля 2020 года по электронной почте np-tuva@mail.ru и(или) по телефону 8 (39422) 5-35-88.

     

  • ВНИМАНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ!

    Нотариальная палата Республики Тыва информирует о том, что в связи с вступлением 23 февраля 2020 года в силу приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.2020 №№ 14, 15, 16, приказы Минюста России от 29.06.2015 № 156, от 22.01.2016 № 13, от 06.06.2017 № 97 соответственно признаны утратившими силу:

    Новый приказ

    Приказ, утративший силу

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»

    Приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов».

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 14 «О утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность»

    Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность»

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»

    Приказ Минюста России от 22.01.2016 № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»

     

    Кроме того, приказом Минюста России от 07.02.2020 № 13 внесены изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 129.

    Новая редакция Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденного приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129, действует также с 23 февраля 2020 года.

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019
Право каждого — № 3 (70) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.