Актуальные новости

    Распечатать

Нотариат способен обеспечить граждан удаленных территорий квалифицированной юридической помощью

Данную позицию выразили участники заседания Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, которое прошло 5 декабря под председательством Павла Крашенинникова, не поддержав концепцию законопроекта, предусматривающего наделение глав местных администраций городских округов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия.

Напомним, что инициатива данного законопроекта исходила от депутатов Магаданской областной Думы, которые предлагали внести в ст. 1, 37 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основ) и в ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131) изменения, которые сводятся к дополнению городскими округами перечня поселений, где в отсутствие нотариуса его полномочия может осуществлять глава местной администрации. По мнению авторов законопроекта, данные изменения «позволят обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариата независимо от статуса муниципального образования».

Субъект права законодательной инициативы на заседании представила Депутат Госдумы от Магаданской области Оксана Бондарь, которая рассказала о сложившейся ситуации в регионе. «В нашем регионе есть два центра Северо-Эвенского и Среднеканского городских округов — поселки городского типа Эвенск и Сеймчан, где более пяти лет отсутствуют нотариусы. Конечно, Магаданская областная нотариальная палата в настоящее время создает все условия для того, чтобы раз в месяц осуществлялся выезд нотариусов в эти населенные пункты, однако этого недостаточно», — отметила депутат. 

Проблемы обеспечения жителей труднодоступных и малонаселенных территорий доступом к нотариальным действиям не являются чем-то уникальным, они объективно отражают трудности, с которыми сталкиваются граждане в таких районах, причем не только в правовой сфере, но и в области здравоохранения, образования и т.п. И в сфере нотариальной деятельности сегодня как раз происходит масштабное развитие, способное свести эти проблемы к минимуму. 

Как справедливо отмечают многие эксперты, ситуация, сложившаяся в Магаданской области, при которой в городском округе отсутствует нотариус, не является типичной и, как правило, свидетельствует о неправильно произведенном муниципально-территориальном делении. Действительно, принятие в 2014–2015 годах ряда законов Магаданской области привело к тому, что в регионе, статусом городских округов был наделен ряд муниципальных районов, не отвечающих критериям, установленным Федеральным законом № 131-ФЗ. Указанные городские округа расположены в труднодоступных и малонаселенных местностях с неразвитой транспортной инфраструктурой, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо, поскольку он находится на самофинансировании. 

Тем не менее, Федеральной нотариальной палатой совместно с Министерством юстиции РФ предпринимаются все усилия для обеспечения реализации конституционных прав граждан, проживающих как в Северо-Эвенском, Среднеканском и Тенькинском городских округах Магаданской области, так и в остальных малонаселенных и труднодоступных регионах нашей большой страны. По данным Федеральной нотариальной палаты в 2017 году нотариусы Магаданской области выезжали на прием в Тенькинском городском нотариальном округе Магаданской области 10 раз (в общей сложности на 30 дней) и совершили 368 нотариальных действий. В Северо-Эвенкийском городском нотариальном округе нотариус выезжал 5 раз и совершил 98 нотариальных действий. В Среднеканском городском нотариальном округе — 7 раз и совершил 259 нотариальных действий.

Кроме того, как рассказала в своем выступлении советник президента ФНП по взаимодействию с органами государственной власти Елена Джуринская, «нотариат в инициативном порядке развивает деятельность по обеспечению граждан доступом к нотариусу, поддержке нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных округах». Эту деятельность поддержал законодатель, в результате чего Федеральной нотариальной палатой была разработана и утверждена Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях. Эта программа, финансируемая самим нотариатом, подразумевает целый комплекс мер для того, чтобы вакантные должности были заполнены везде (в том числе и с помощью прямого субсидирования), чтобы оказывать поддержку в организации выездного нотариального обслуживания в удаленных местностях на территории нотариального округа и т.д. 

Федеральной нотариальной палатой утверждены Положение о порядке оказания поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Положение о Фонде поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Методика расчета размера материальной поддержки, оказываемой нотариусам, осуществляющим деятельность в труднодоступных и малонаселенных местностях, выполнена Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях на 2017 год и утверждена аналогичная на 2018 год.

«Кроме того, на заседании Правления Федеральной нотариальной, которое прошло 27 ноября, было принято решение о выделении ежемесячной компенсации за счет средств ФНП нотариусам, назначенным на вакантные должности в наиболее труднодоступные округа Магаданской области. Эти средства позволят нотариусам более часто выезжать в труднодоступные и малонаселенные местности для совершения нотариальных действий», — рассказала Елена Джуринская.

Сегодня практически все нотариальные округа на территории Российской Федерации обеспечены присутствием нотариуса, что позволяет гражданам иметь доступ к нотариальной деятельности. В тех регионах, где нотариальным палатам удалось наладить взаимопонимание с муниципальными органами власти, выстроить конструктивное сотрудничество, и руководство региона, понимая социальную значимость обеспечения доступа к нотариальным действиям, оказывает соответствующую помощь (например, в выделении помещений под нотариальные конторы, в содействии решению проблем обеспечения транспортом для выезда/вылета в удаленные районы и т.п.), обсуждаемые вопросы содействия решаются быстро и эффективно.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрия Синельщикова, «предложенные Магаданской областной Думой законодательные инициативы являются неконструктивными еще и по той причине, что расширение полномочий органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий не позволит повысить качество оказания юридической помощи, о чем свидетельствует анализ нарушений действующего законодательства должностными лицами местного самоуправления при совершении нотариальных действий, проведенный в 2016 году». 

Так, например, типичными нарушениями органов местного самоуправления являются:

— совершение нотариальных действий, не относящихся к их компетенции; 

— совершение нотариальных действий лицам, не зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах; 

— совершение нотариальных действий в населенном пункте, в котором имеется нотариус;

— совершение нотариальных действий в отношении себя лично или своих близких родственников; 

— взыскание государственной пошлины или нотариального тарифа, несоответствующих размеру, предусмотренному Основами и Налоговым кодексом Российской Федерации и другие нарушения. 

Причинами указанных нарушений являются отсутствие профессионального образования у уполномоченных лиц органов местного самоуправления, отсутствие доступа к Единой информационной системе нотариата и системе межведомственного электронного взаимодействия, а самое главное — отсутствие контроля за совершением ими нотариальных действий и ответственности за допущенные ошибки и причиненный этим вред.

Определенно, одним из важнейших факторов, гарантирующих высокое качество и надежность правовых услуг, которые оказывает населению нотариус, является его полная имущественная ответственность за свою профессиональную деятельность. На сегодняшний день нотариат — это единственный институт, члены которого несут стопроцентную материальную ответственность за результаты своей работы. В этой связи продолжает совершенствоваться система страхования нотариальной деятельности. Для возмещения возможного крупного ущерба, например, по сделкам с недвижимостью, до 5 млн. руб. увеличен минимальный размер индивидуальной страховки нотариуса, второй ступенью выступает коллективное страхование нотариальной палаты. В качестве дополнительной гарантии с 1 января 2018 года будет запущен Компенсационный фонд ФНП. 

«Нотариус — самый доступный для граждан высококвалифицированный юрист, и нотариальное сообщество ведет системную работу, чтобы обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки нотариусов. Исключительно нотариус, действующий от имени Российской Федерации, может в полной мере реализовать конституционное право граждан на юридическую помощь», — подытожил Юрий Синельщиков.

Поделиться
  • О допуске к квалификационному экзамену для лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью

    31 марта 2021 года на заседании квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку  и желающих  заниматься нотариальной деятельностью принято решение допустить к квалификационному экзамену, объявленного 22 апреля 2021 года следующих лиц:

    1) Ооржак Чинчи Чамзырыновну;

    2) Монгуш Шораану Сергеевну;

    3) Хорлу Чаяну Евгеньевну;

    4) Байс Хеймерек Семеновну;

    5) Деспилдей  Николая  Олеговича;

    6) Афраймович Ирину Эдуардовну;

    7) Пучкину Анастасию Яковлевну.

    Квалификационной комиссией на указанном заседании также принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену Копыловой Наталии Николаевне.

     

     

     

     

     

     

  • Брачный договор в процедуре государственной регистрации прав

    В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласиюсупругов.

           Брачным же договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности, как на все имущество супругов, так и на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (пункт 1 статьи 42 СК РФ).

            Согласно СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

                Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

              В связи с этим, можно двояко определить роль брачного договора в процессе государственной регистрации прав.

              В одном случае указанный договор будет являться дополнительным документом, который необходим для проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав документов. В ином же случае данный договор может являться самостоятельным документом-основанием возникновения или прекращения прав.

              Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

             В случае, если по условиям брачного договора недвижимое имущество перешло в раздельную собственность лица, на чье имя оно зарегистрировано, то при совершении сделок супругом с подобным имуществом брачный договор исключает необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия другого супруга, однако брачный договор необходимо будет предоставить в регистрирующий орган.

               Теперь рассмотрим случаи, когда брачный договор будет являться документом основанием возникновения или прекращения прав.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 41 СК РФ брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

              Так, в случае, если права на недвижимое имущество ранее были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) за одним из супругов, а брачным договором устанавливается режим раздельной собственности на данный объект иного супруга, то право собственности данного супруга подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленным действующим законодательством.

              Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в данном случае возникновение прав иного супруга влечет одновременно и необходимость прекращение прав того супруга, чьи права были зарегистрированы в ЕГРН. Поскольку государственная регистрация прав носит заявительный характер, это означает, что в указанной ситуации с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган необходимо будет обратиться обоим супругам. Брачный договор в указанном случае будет являться документом-основанием возникновения и прекращения прав.

           В случае установления режима долевой собственности на совместно нажитое имущество будет также применяться процедура прекращения прав и регистрация нового права долевой собственности, что также предполагает необходимость предоставления в регистрирующий орган совместных заявлений супругов.

           Обращаем внимание, что брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

            Нотариус обязан в течение рабочего дня подать в электронном виде сведения об удостоверенной им сделке с недвижимостью в Росреестр.

    В завершение можно отметить, что супруги могут установить договорный режим как в отношении недвижимого имущества, которое уже имеется у супругов или у одного из них, так и в отношении недвижимого имущества, которые супруги будут приобретать в будущем.

            Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

                                                            Дугар-Сурун С.В., и.о. начальника Кызылского отдела  Управления Росреестра по Республике Тыва

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2020
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.