Актуальные новости

    Распечатать

Как обеспечить граждан удаленных территорий квалифицированной юридической помощью?

Решение сложных правовых вопросов без системного подхода и анализа чревато пагубными последствиями, примеров тому возникает, увы, достаточно. Так, недавно Магаданская областная Дума внесла в Госдуму законопроект, который, по мнению авторов, «позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариата независимо от статуса муниципального образования».

Проблемы обеспечения жителей труднодоступных и малонаселенных территорий доступом к нотариальным действиям не являются чем-то уникальным, они объективно отражают трудности, с которыми сталкиваются граждане в таких районах, причем не только в правовой сфере, но и в области здравоохранения, образования и т.п. И в сфере нотариальной деятельности сегодня как раз происходит масштабное развитие, способное свести эти проблемы к минимуму. Тем более удивительны возникающие предложения, которые не только не учитывают реальной системной деятельности, но и несут в себе значительные риски для всего населения, как появившееся предложение наделить правом совершать нотариальные действия глав городских округов. 

Инициатива магаданских депутатов предлагает внести в ст. 1, 37 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и в ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменения, которые сводятся к дополнению городскими округами перечня поселений, где в отсутствие нотариуса его полномочия может осуществлять глава местной администрации.

Если обратиться к предыстории вопроса, то сама потребность в совершении нотариальных действий представителями органов местного самоуправления (ОМСУ) возникла там, где в малонаселенных или труднодоступных местностях, в силу объективных причин нет постоянного присутствия нотариуса, а потребность в срочных нотариальных действиях может возникнуть. Так же, как подобное право дано капитанам судов, главврачам больниц, командирам воинских частей, консульским службам за границей. 

К сожалению, в предыдущие годы возникла печальная статистика, которая свидетельствовала о крайне низком уровне юридической квалификации представителей ОМСУ, что влекло за собой множество проблем у обратившихся к ним граждан. Более того, возникли серьезные проблемы криминального характера, так как в законодательстве была лазейка, позволявшая мошенникам обойти нотариуса, который несет полную ответственность за свои действия и является одним из главных инструментов предотвращения незаконных действий. Криминальные действия начали массово удостоверяться в органах ОМСУ в благополучных районах с прекрасной инфраструктурой, как, например, в центральной России и других густо населенных регионах. Ввиду этого законодатель недавно ввел ограничения для представителей ОМСУ на совершение нотариальных действий.

В то же время нотариат в инициативном порядке стал развивать деятельность по обеспечению граждан доступом к нотариусу, поддержке нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных округах. Эта деятельность была поддержана законодателем, в результате чего Федеральной нотариальной палатой была разработана и утверждена Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях. Эта программа, финансируемая самим нотариатом, подразумевает целый комплекс мер для того, чтобы вакантные должности были заполнены везде (в том числе и с помощью прямого субсидирования), чтобы оказывать поддержку в организации выездного нотариального обслуживания в удаленных местностях на территории нотариального округа и т.д. 

Сегодня практически все нотариальные округа на территории Российской Федерации обеспечены присутствием нотариуса, что позволяет гражданам иметь доступ к нотариальной деятельности. 

Как отметил Первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, «необходим системный подход к обеспечению всех граждан страны доступом к квалифицированной юридической помощи и нотариальным действиям. Такой подход сейчас реализуется благодаря законодательным решениям, предоставившим нормативную базу для развития этой программы Федеральной нотариальной палаты». 

В тех областях и краях, где нотариальным палатам удалось наладить взаимопонимание с органами власти региона, выстроить конструктивное сотрудничество, и руководство региона, понимая социальную значимость обеспечения доступа к нотариальным действиям, оказывает соответствующую помощь (например, в выделении помещений под нотариальные конторы, в содействии решению проблем обеспечения транспортом для выезда/вылета в удаленные районы и т.п.), обсуждаемые вопросы содействия решаются быстро и эффективно, как, например, в Красноярском крае, где тоже есть множество труднодоступных и малонаселенных районов. 

Обсуждаемая инициатива вполне может быть вызвана искусственными причинами, а именно — переводом в Магаданской области небольших поселков в статус городских поселений. Но при этом, естественно, в силу закона возникает запрет должностным лицам ОМСУ совершать нотариальные действия, так как подразумевается, что городское поселение в силу закона и соответствующих квот обеспечено должным доступом к нотариальным действиям. Ввиду такого произвольного подхода к статусу поселений возникла надуманная проблема с доступностью нотариуса, как, впрочем, могут возникнуть проблемы и в других сферах, в том числе связанных с бюджетным финансированием: медицинское обслуживание, образование и т.п.. 

Более того, в случае реализации такой инициативы возникнет реальная опасность массового совершения нотариальных действий должностными лицами ОМСУ в небольших городских поселениях, например, в центральной части России, где ближайший нотариус находится в считанных километрах, но, пользуясь подобной возможностью, недобросовестные граждане найдут способ обходить нотариуса. 

Вновь напомним о печальной статистике по количеству нарушений прав граждан, законных интересов собственников, возникших в силу низкой юридической квалификации (или вообще отсутствия таковой) чиновников ОМСУ, отсутствия у них доступа к Единой информационной системе нотариата и системе межведомственного электронного взаимодействия, а самое главное — отсутствия контроля за совершением ими нотариальных действий и ответственности за допущенные ошибки и причиненный этим вред. 

Даже в настоящий момент в ряде регионов, в том числе как раз в Магаданской области, где появилась такая инициатива, сведения о совершенных должностными лицами ОМСУ нотариальных действиях вообще не направляются в нотариальные палаты для внесения в Единую информационную систему, то есть не только отсутствует контроль, но и нарушаются требования закона, а граждане, которые пользуются такими «квазинотариальными» действиями, рискуют тем, что их права будут нарушены впоследствии, а их действия могут быть оспорены. Что, естественно, будет прямой угрозой для защиты прав и законных интересов граждан, достоверности данных государственных реестров. Не стоит забывать и о риске коррупционных проявлений.

Поделиться
  • О допуске к квалификационному экзамену для лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью

    31 марта 2021 года на заседании квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку  и желающих  заниматься нотариальной деятельностью принято решение допустить к квалификационному экзамену, объявленного 22 апреля 2021 года следующих лиц:

    1) Ооржак Чинчи Чамзырыновну;

    2) Монгуш Шораану Сергеевну;

    3) Хорлу Чаяну Евгеньевну;

    4) Байс Хеймерек Семеновну;

    5) Деспилдей  Николая  Олеговича;

    6) Афраймович Ирину Эдуардовну;

    7) Пучкину Анастасию Яковлевну.

    Квалификационной комиссией на указанном заседании также принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену Копыловой Наталии Николаевне.

     

     

     

     

     

     

  • Брачный договор в процедуре государственной регистрации прав

    В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласиюсупругов.

           Брачным же договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности, как на все имущество супругов, так и на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (пункт 1 статьи 42 СК РФ).

            Согласно СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

                Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

              В связи с этим, можно двояко определить роль брачного договора в процессе государственной регистрации прав.

              В одном случае указанный договор будет являться дополнительным документом, который необходим для проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав документов. В ином же случае данный договор может являться самостоятельным документом-основанием возникновения или прекращения прав.

              Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

             В случае, если по условиям брачного договора недвижимое имущество перешло в раздельную собственность лица, на чье имя оно зарегистрировано, то при совершении сделок супругом с подобным имуществом брачный договор исключает необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия другого супруга, однако брачный договор необходимо будет предоставить в регистрирующий орган.

               Теперь рассмотрим случаи, когда брачный договор будет являться документом основанием возникновения или прекращения прав.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 41 СК РФ брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

              Так, в случае, если права на недвижимое имущество ранее были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) за одним из супругов, а брачным договором устанавливается режим раздельной собственности на данный объект иного супруга, то право собственности данного супруга подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленным действующим законодательством.

              Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в данном случае возникновение прав иного супруга влечет одновременно и необходимость прекращение прав того супруга, чьи права были зарегистрированы в ЕГРН. Поскольку государственная регистрация прав носит заявительный характер, это означает, что в указанной ситуации с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган необходимо будет обратиться обоим супругам. Брачный договор в указанном случае будет являться документом-основанием возникновения и прекращения прав.

           В случае установления режима долевой собственности на совместно нажитое имущество будет также применяться процедура прекращения прав и регистрация нового права долевой собственности, что также предполагает необходимость предоставления в регистрирующий орган совместных заявлений супругов.

           Обращаем внимание, что брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

            Нотариус обязан в течение рабочего дня подать в электронном виде сведения об удостоверенной им сделке с недвижимостью в Росреестр.

    В завершение можно отметить, что супруги могут установить договорный режим как в отношении недвижимого имущества, которое уже имеется у супругов или у одного из них, так и в отношении недвижимого имущества, которые супруги будут приобретать в будущем.

            Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

                                                            Дугар-Сурун С.В., и.о. начальника Кызылского отдела  Управления Росреестра по Республике Тыва

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2020
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.