Актуальные новости

    Распечатать

Главному закону о небюджетном нотариате России — 25 лет

В 2018 году нотариат России отмечает знаменательную дату — 25-летие главного нормативного акта, регламентирующего нотариальную деятельность — «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Четверть века назад, 11 февраля 1993 года, Верховный Совет РФ принял новый, во многом предвосхитивший свое время закон, давший старт развитию небюджетного нотариата (нотариата латинского типа) в стране. 

Нотариат латинского типа основан на принципах континентального права, а значит, действует объективно, независимо и ответственно, обеспечивая надежную защиту прав граждан и юридических лиц, стабильность гражданского оборота, а также выполняет важную роль превентивной досудебной защиты. 

В условиях коренных изменений, происходивших в российском обществе на заре 90-х годов, действующая в советское время система государственных нотариусов не могла справиться с новым активным гражданским оборотом. Россияне, получившие право иметь и распоряжаться частной собственностью, участвовать в рыночных отношениях и заниматься предпринимательской деятельностью, нуждались в надежной защите такого широкого набора прав, в квалифицированной и беспристрастной юридической помощи. Именно нотариус, действующий от имени государства в соответствии с принципами так называемого «латинского нотариата», взял на себя роль гаранта безопасности и стабильности гражданского оборота в новой постсоветской России. 

Переход на небюджетную модель работы нотариата происходил в стране хоть и не одномоментно, но достаточно быстро. Уже к 1995 году на нее перешли около 70% отечественных нотариусов. Сегодня в стране действуют почти 8 000 частнопрактикующих нотариусов и всего 6 государственных. Таким образом, почти 100% всех нотариальных услуг предоставляется членами небюджетного нотариата, то есть нотариата, действующего на принципах самофинансирования. 

Новый закон о нотариате установил и новые стандарты квалификации, ответственности и контроля в профессии. Здесь во многом был заимствован опыт стран континентальной Европы с уже развитой на тот момент системой латинского нотариата. Многовековая практика небюджетной нотариальной деятельности во Франции, Германии, Италии, Польше показывала, что активное участие нотариуса в правовом регулировании гражданского оборота делает его стабильным и безопасным, пресекает попытки мошенничества с имуществом, в том числе, недвижимым, выступает в качестве инструмента досудебного правосудия.

Еще в первой редакции Основ предусматривалась высокая степень ответственности нотариусов за результат своей деятельности. Сегодня, кроме дисциплинарной, каждый нотариус России несет за свою работу материальную ответственность. Для реализации принципа полной имущественной ответственности нотариатом была сформирована многоступенчатая система страхования профессиональной деятельности нотариусов. То есть ущерб, возникший из-за ошибки нотариуса, гарантированно возмещается пострадавшему в полном объеме.

Также Основы 1993 года ввели норму о формировании нотариальных палат субъектов РФ с условием обязательного членства в палатах нотариусов, занимающихся частной практикой в том или ином регионе страны. Все региональные палаты, согласно Основам, объединялись в Федеральную нотариальную палату (ФНП), призванную осуществлять координацию нотариальной деятельности и контроль над работой нотариальных по всей стране совместно с Министерством юстиции РФ. Так, в 1994 году членами ФНП были уже 42 региональные палаты, к концу 1995 года — 71. Сегодня Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов РФ. 

Именно небюджетный принцип работы нотариусов, заложенный Основами, позволил качественным образом поменять формат предоставления населению нотариальных услуг: без очередей, с максимальным уровнем комфорта и скорости обслуживания, с применением современных информационных технологий. Что удивительно, отдельные положения Основ 1993 года уже предусматривали возможность использования электронных технологий в работе нотариусов. В результате в 21 веке нотариат по собственной инициативе создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и обеспечивающую сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество совершения нотариальных действий. Единая информационная система нотариата стала основой для уникальных электронных публичных сервисов, которые позволяют удаленно и совершенно бесплатно проверить важные юридические сведения и подлинность целого ряда документов. 

«Нотариат исторически обеспечивал стабильность гражданского оборота, вносил законность и защиту прав граждан в те сферы, на которые распространялось нотариальное удостоверение сделок любого рода. И сегодня правовая защита наших граждан не может быть эффективной без нотариуса, наиболее доступного гражданам высококвалифицированного юриста, действующего от имени государства. Технологии будущего, какими бы они ни были, также будут нуждаться в институте, который обеспечит законность правовых отношений — нотариат готов к этому, опережающими темпами развивая прогрессивные инструменты в своей работе», ­­— отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. 

И сегодня, уже в 2018 году, нотариат продолжает активно развиваться и совершенствовать качество своей работы: 1 января произошел переход на электронную регистрацию сведений обо всех нотариальных действиях в Единой информационной системе нотариата. Прежде всего, это большой шаг в усилении защиты юридически значимых данных, пресечении попыток фальсификации нотариальных актов. Расширился перечень ведомств, взаимодействующих с нотариусами в оперативном электронном формате: теперь среди них органы ЗАГС.

Последние годы активного реформирования и расширения полномочий нотариата нашли свое отражение и в новой редакции Основ. Начиная с середины 2000-х годов, в Основы внесены существенные изменения по совершенствованию организационной структуры нотариата, расширению полномочий нотариуса в области регулирования отдельных экономических процессов, повышению требований к профессиональной подготовке нотариусов, расширению контрольных полномочий нотариальных палат, введению целого ряда новых нотариальных действий на основе современных цифровых технологий. 

Главный закон о небюджетном нотариате, несмотря на 25-летнюю историю, остается «живым», перспективным законодательным актом, определяющим развитие нотариата во благо государства и общества.

Другие материалы по теме

Правовые гарантии и удобство: новые функции нотариуса для ООО и их участников

День Победы: нотариат России помнит подвиг народа и свой вклад в общее дело

В России появилось первое удостоверенное нотариусом медиативное соглашение

Поделиться
  • О допуске к квалификационному экзамену для лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью

    31 марта 2021 года на заседании квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку  и желающих  заниматься нотариальной деятельностью принято решение допустить к квалификационному экзамену, объявленного 22 апреля 2021 года следующих лиц:

    1) Ооржак Чинчи Чамзырыновну;

    2) Монгуш Шораану Сергеевну;

    3) Хорлу Чаяну Евгеньевну;

    4) Байс Хеймерек Семеновну;

    5) Деспилдей  Николая  Олеговича;

    6) Афраймович Ирину Эдуардовну;

    7) Пучкину Анастасию Яковлевну.

    Квалификационной комиссией на указанном заседании также принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену Копыловой Наталии Николаевне.

     

     

     

     

     

     

  • Брачный договор в процедуре государственной регистрации прав

    В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласиюсупругов.

           Брачным же договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности, как на все имущество супругов, так и на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (пункт 1 статьи 42 СК РФ).

            Согласно СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

                Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

              В связи с этим, можно двояко определить роль брачного договора в процессе государственной регистрации прав.

              В одном случае указанный договор будет являться дополнительным документом, который необходим для проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав документов. В ином же случае данный договор может являться самостоятельным документом-основанием возникновения или прекращения прав.

              Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

             В случае, если по условиям брачного договора недвижимое имущество перешло в раздельную собственность лица, на чье имя оно зарегистрировано, то при совершении сделок супругом с подобным имуществом брачный договор исключает необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия другого супруга, однако брачный договор необходимо будет предоставить в регистрирующий орган.

               Теперь рассмотрим случаи, когда брачный договор будет являться документом основанием возникновения или прекращения прав.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 41 СК РФ брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

              Так, в случае, если права на недвижимое имущество ранее были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) за одним из супругов, а брачным договором устанавливается режим раздельной собственности на данный объект иного супруга, то право собственности данного супруга подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленным действующим законодательством.

              Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в данном случае возникновение прав иного супруга влечет одновременно и необходимость прекращение прав того супруга, чьи права были зарегистрированы в ЕГРН. Поскольку государственная регистрация прав носит заявительный характер, это означает, что в указанной ситуации с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган необходимо будет обратиться обоим супругам. Брачный договор в указанном случае будет являться документом-основанием возникновения и прекращения прав.

           В случае установления режима долевой собственности на совместно нажитое имущество будет также применяться процедура прекращения прав и регистрация нового права долевой собственности, что также предполагает необходимость предоставления в регистрирующий орган совместных заявлений супругов.

           Обращаем внимание, что брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

            Нотариус обязан в течение рабочего дня подать в электронном виде сведения об удостоверенной им сделке с недвижимостью в Росреестр.

    В завершение можно отметить, что супруги могут установить договорный режим как в отношении недвижимого имущества, которое уже имеется у супругов или у одного из них, так и в отношении недвижимого имущества, которые супруги будут приобретать в будущем.

            Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

                                                            Дугар-Сурун С.В., и.о. начальника Кызылского отдела  Управления Росреестра по Республике Тыва

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2020
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.