Актуальные новости

    Распечатать

Единая информационная система нотариата – пять лет опережающего развития

Пять лет назад начала свою работу Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой, которая стала основой «электронного нотариата» в России.

«Цифровая экономика» — сегодня это не просто популярный термин, информационные технологии на глазах меняют мир. Инновации в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере. При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.

По критериям цифровизации российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. По своей инициативе Федеральная нотариальная палата разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки. Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой: нотариальная «телепортация» документов, онлайн проверка доверенностей через удобный нотариальный сервис и многие другие новшества.

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «публичные онлайн-сервисы нотариата очень позитивно воспринимаются обществом».

Все цифровые инициативы нотариата разрабатываются и реализуются исключительно за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.

Уже с первого дня запуска системы (1 июля 2014 года) нотариусы смогли использовать в работе сразу три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

В период с 2015 по 2016 год перечень вносимых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц. В 2017 году ЕИС пополнилась еще одним самостоятельным реестром, созданным специально для решения ряда актуальных проблем юридических лиц, — реестром участников обществ с ограниченной ответственностью. А уже с 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение защиты нотариальных актов от подделок и гарантии достоверности юридически значимых сведений.

Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит, более удобным и быстрым. Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными, как между самими нотариусами, так и в Системе межведомственного электронного взаимодействия. Среди «онлайн-партнеров» нотариата — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ и др.

Возможности ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е. стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору. А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде, что сокращает срок регистрации права до 1 рабочего дня.

Граждане и бизнес оценили возможность перевода документа из бумажной формы в электронную и обратно с дальнейшей мгновенной передачей его в другой город с сохранением юридической силы. Только в 2018 году этим действием воспользовались более 1 млн раз, что в 1,5 раза превышает показатели 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной в электронную форму переводят в два раза чаще. Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры чаще принимают документы в цифре, что отражает требования современного общества.

На основе отдельных показателей, предоставленных Федеральной нотариальной палатой, также можно сделать вывод о популярности тех или иных публичных ресурсов нотариата среди россиян.

Так, реестр проверки доверенностей, значение которого трудно переоценить при пресечении множества криминальных схем, содержит более 3 миллионов записей. К помощи сравнительно «молодого» реестра наследственных дел ежедневно обращается около 2,5 тысяч человек, которые мгновенно могут выяснить, какой именно нотариус ведет наследственное дело. Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 7 миллионов записей, и ежедневно около 20 тысяч человек проверяют его сведения онлайн. Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр моментально расширил свою сферу применения и фактически стал эффективным регулятором залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».

А в будущем у российского «цифрового» нотариата не менее амбициозные планы — осуществить возможность удаленного совершения ряда нотариальных действий, не требующих проверки воли и волеизъявления гражданина, а также дистанционного удостоверения сделок с участием двух и более нотариусов. Такие задачи предусматриваются реализацией программы «Цифровая экономика», в разработке положений которой представители нотариата принимают активное экспертное участие.

Другие материалы по теме

Цифровой нотариат в помощь бизнесу – основная тема международной нотариальной конференции в Санкт-Петербурге

Нотариусы и банкиры обсудили надежность и востребованность Реестра уведомлений о залоге движимого имущества

«Россия 1»: президент ФНП рассказал о преимуществах «электронного нотариата»

Поделиться
  • Объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов

    Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Управление) в связи имеющимися вакантными должностями нотариусов, занимающихся частной практикой, объявлен конкурс на замещение двух вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой в Монгун-Тайгинском и Бай-Тайгинском кожуунных (районных) нотариальных округах.

    Конкурс состоится 17 сентября 2019 года в 12:00 часов в помещении Нотариальной палаты Республики Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 7.

    Прием документов для участия в конкурсе будет осуществляться в период с 03 июля 2019 года по 23 августа 2019 года в Управлении, по адресу: г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 37 а, кабинет № 1. Адрес электронной почты, на который можно направить документы для участия в конкурсе: ru17@minjust.ru.

    Секретарь конкурсной комиссии - специалист - эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Кужугет Чойгана Борисовна. Контактный телефон: (39422)2-01-99.

    Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе которые могут быть поданы в Управление лично, по почте, по электронной почте, через представителя:

    1. Заявление об участии в конкурсе по форме, установленной в Приложении № 1 к приказу Минюста России от 30.03.2018 № 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса»;
    2. Документ о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования;
    3. Копия трудовой' книжки или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
    4. Справки из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо желающее участвовать в конкурсе, не состоит в них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    5. Справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости;
    6. Заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств;
    7. Рекомендация нотариальной палаты.

    При личной подаче заявления и документов, указанных в пункте 18 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста России от 30.03.2018 № 63 (далее - Порядок), лицо, желающее участвовать в конкурсе, предъявляет документ, удостоверяющий личность.

    При подаче представителем заявления и документов, указанных в пункте 18 Порядка, он предъявляет документ, удостоверяющий личность, и доверенность.

    При личной подаче заявления и документов или их подаче представителем по доверенности подлинники документов, указанных в пункте 18 Порядка, возвращаются в день их представления, а их копии формируются в личное дело.

    Заявление и документы могут быть поданы по электронной почте. В таком случае электронный образ заявления должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, желающего участвовать в конкурсе, либо заявление представляется в виде электронного документа, равнозначность которого документу на бумажном носителе удостоверена нотариально. Указанные в пункте 18 Порядка документы представляются в виде электронных документов, равнозначность которых документам на бумажном носителе удостоверена нотариально. При подаче заявления и документов по электронной почте документ, удостоверяющий личность, не представляется.

    При подаче заявления и документов по почте представляются нотариально засвидетельствованные копии документов, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 18 Порядка, которые формируются в личное дело. При этом заявление и документы направляются с описью вложения и уведомлением о вручении. Документ, удостоверяющий личность, при подаче заявления и документов по почте не представляется.

    При личной подаче заявления и документов или их подаче представителем по доверенности выдается расписка в получении заявления и документов. При подаче заявления и документов по электронной почте секретарь конкурсной комиссии а течение одного рабочего дня со дня их получения направляет подтверждение о получении заявления и документов в электронной форме по адресу электронной почты, с которого они поступили.

    К участию в конкурсе в соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1 допускаются граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, со стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет, достигшие возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет, сдавшие квалификационный экзамен.

    Не допускается к участию в конкурсе лицо:

    • имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;
    • состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;
    • представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;
    • ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства Российской Федерации (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

    Лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не приступившие к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенные на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющие перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускаются к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

    Нотариальная палата на основании представленных лицом, желающим принять участие в конкурсе, заявления и документов, подтверждающих наличие юридических фактов, указываемых впоследствии в рекомендации, и имеющихся в нотариальной палате сведений в течение одного месяца выдает такому лицу рекомендацию, в которой характеризует указанное лицо.

    Лицо, желающее принять участие в, конкурсе, вправе обратиться за получением рекомендации в нотариальную палату Республики Тыва до объявления конкурса.

  • О направлении информации

    Уважаемые коллеги!
    Информирую вас, что распоряжением Управления Министерства юстиции
    Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
    №597-р от 20.06.2019 г. объявлен конкурс на замещение 1 (одной) вакантной
    должности нотариуса, занимающегося частной практикой по
    Горноправдинскому нотариальному округу Ханты-Мансийского автономного
    округа-Югры.
    Конкурс состоится в 11:00 30 июля 2019 г. в Нотариальной палате Ханты-
    Мансийского автономного округа-Югры (адрес: ул. Университетская, д. 7, офис
    2, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628403).
    Документы от лиц, желающих участвовать в конкурсе, направлять в адрес
    Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-
    Мансийскому автономному округу-Югре (ул. Крупской, д. 23 А, каб. 203, г.
    Ханты-Мансийск, 628011) до 19 июля 2019 года (включительно).
    Более подробные сведения о конкурсе на замещение вакантной должности
    нотариуса будут размещены на официальных сайтах Федеральной
    нотариальной палаты, Управления Министерства юстиции Российской
    Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Нотариальной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
    Для обеспечения доступности нотариальной помощи населению просим довести указанную информацию до заинтересованных лиц из числа нотариального сообщества вашего субъекта.

    Приложение:
    1. Аналитическая справка по Горноправдинскому нотариальному округу
    - в 1 экз. на 1 л.

    С уважением,
    Президент Палаты                                                                                                                                                           Ж.А. Самойлова

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2019
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2019
Нотариальный вестник — № 04 (Апрель) 2019
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2019
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2019
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2019
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2018
Нотариальный вестник — №10-11 (Октябрь-ноябрь) 2018
Нотариальный вестник — №9 (Сентябрь) 2018
Нотариальный вестник — №8 (Август) 2018

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.