Актуальные новости

    Распечатать

Единая информационная система нотариата – пять лет опережающего развития

Пять лет назад начала свою работу Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой, которая стала основой «электронного нотариата» в России.

«Цифровая экономика» — сегодня это не просто популярный термин, информационные технологии на глазах меняют мир. Инновации в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере. При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.

По критериям цифровизации российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. По своей инициативе Федеральная нотариальная палата разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки. Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой: нотариальная «телепортация» документов, онлайн проверка доверенностей через удобный нотариальный сервис и многие другие новшества.

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «публичные онлайн-сервисы нотариата очень позитивно воспринимаются обществом».

Все цифровые инициативы нотариата разрабатываются и реализуются исключительно за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.

Уже с первого дня запуска системы (1 июля 2014 года) нотариусы смогли использовать в работе сразу три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

В период с 2015 по 2016 год перечень вносимых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц. В 2017 году ЕИС пополнилась еще одним самостоятельным реестром, созданным специально для решения ряда актуальных проблем юридических лиц, — реестром участников обществ с ограниченной ответственностью. А уже с 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение защиты нотариальных актов от подделок и гарантии достоверности юридически значимых сведений.

Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит, более удобным и быстрым. Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными, как между самими нотариусами, так и в Системе межведомственного электронного взаимодействия. Среди «онлайн-партнеров» нотариата — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ и др.

Возможности ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е. стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору. А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов. Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде, что сокращает срок регистрации права до 1 рабочего дня.

Граждане и бизнес оценили возможность перевода документа из бумажной формы в электронную и обратно с дальнейшей мгновенной передачей его в другой город с сохранением юридической силы. Только в 2018 году этим действием воспользовались более 1 млн раз, что в 1,5 раза превышает показатели 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной в электронную форму переводят в два раза чаще. Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры чаще принимают документы в цифре, что отражает требования современного общества.

На основе отдельных показателей, предоставленных Федеральной нотариальной палатой, также можно сделать вывод о популярности тех или иных публичных ресурсов нотариата среди россиян.

Так, реестр проверки доверенностей, значение которого трудно переоценить при пресечении множества криминальных схем, содержит более 3 миллионов записей. К помощи сравнительно «молодого» реестра наследственных дел ежедневно обращается около 2,5 тысяч человек, которые мгновенно могут выяснить, какой именно нотариус ведет наследственное дело. Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 7 миллионов записей, и ежедневно около 20 тысяч человек проверяют его сведения онлайн. Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр моментально расширил свою сферу применения и фактически стал эффективным регулятором залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».

А в будущем у российского «цифрового» нотариата не менее амбициозные планы — осуществить возможность удаленного совершения ряда нотариальных действий, не требующих проверки воли и волеизъявления гражданина, а также дистанционного удостоверения сделок с участием двух и более нотариусов. Такие задачи предусматриваются реализацией программы «Цифровая экономика», в разработке положений которой представители нотариата принимают активное экспертное участие.

Другие материалы по теме

Цифровой нотариат в помощь бизнесу – основная тема международной нотариальной конференции в Санкт-Петербурге

Нотариусы и банкиры обсудили надежность и востребованность Реестра уведомлений о залоге движимого имущества

Цифровые сервисы нотариата – звено правовой защиты населения

Поделиться
  • О возможных случаях телефонного мошенничества на территории Российской Федерации

       Минюст России сообщает о возможных случаях телефонного мошенничества на территории Российской Федерации.

       Начиная с 2016 года в Минюст России поступило более 3000 заявлений граждан из различных субъектов Российской Федерации с просьбой предоставить бесплатного адвоката для представления интересов в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве. По сведениям МВД России, в Следственный комитет Российской Федерации также поступают многочисленные заявления аналогичного содержания.

       Стало известно о повсеместном возникновении ситуаций, когда неизвестные лица связываются с гражданами по телефону и, представляясь следователями правоохранительных органов или иных государственных органов Российской Федерации, сообщают о возможности возместить стоимость услуг адвоката, а также получить моральную компенсацию за приобретенные фальсифицированные биологические активные добавки. Для этого, как правило, предлагается направить в Минюст России или другие ведомства заявление с просьбой предоставить бесплатного государственного адвоката для представления интересов граждан в уголовном судопроизводстве. Через некоторое время с гражданами связывается лицо, представляющееся адвокатом, которое под различными предлогами сообщает о необходимости перевести денежные средства через платежные системы.

       В настоящее время территориальными органами МВД России проводится проверка в отношении полученных от граждан заявлений, за результатами проверки установлен дополнительный контроль Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

       Минюст России просит граждан быть бдительными и сообщает, что лица, предлагающие направить денежные средства на счета судов и других государственных учреждений посредством систем быстрых денежных переводов, не могут являться представителями Минюста России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также правоохранительных органов, осуществляющими свои должностные обязанности.

  • ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    Управление Минюста России по Республике Тыва объявляет о проведении квалификационного экзамена для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, который состоится 24 октября 2019 года в 14 часов 00 минут в помещении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 37 а.

    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462 (далее - Основы) и положением о квалификационной комиссии, утвержденным приказом Минюста России от 29.06.2015 № 150, к сдаче квалификационного экзамена Допускаются граждане Российской Федерации:

    - получившие высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

    - прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Документы принимаются с 23 августа по 23 сентября 2019 г. включительно по адресу: г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 37 а, 2 этаж, каб. № 1 ежедневно в рабочие дни с 9.00 до 13.00 часов и с 14.00 до 18.00 часов, в пятницу: 9.00 до 13.00 часов.

    Квалификационный экзамен проводится с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов квалификационного экзамена.

    Лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, представляет заявление лично, через представителя либо направляет по почте с описью вложения и уведомления о вручении.

    При направлении нотариально заверенных копий документов по почте оригиналы документов представляются секретарю квалификационной комиссии в день проведения квалификационного экзамена.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    1. Документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации;
    2. Документ о высшем юридическом образовании в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
    3. Трудовой договор о прохождении стажировки;
    4. Копия заключения руководителя стажировки об итогах стажировки;
    5. Копия совместного решения территориального органа и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 19 Основ);
    6. Документ, удостоверяющий личность представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    7. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица, желающего сдать квалификационный экзамен (при подаче заявления и необходимых документов представителем);
    8. Выписка из протокола заседания апелляционной комиссии (в случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену).

    В случае повторной сдачи квалификационного экзамена лицо, желающее сдать квалификационной экзамен, в заявлении указывает дату сдачи предыдущего квалификационного экзамена.

    Подлинники документов, указанных в пунктах 1-3 и 6-8, представляются во время подачи документов. В случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающего сдать квалификационный экзамен, вдень проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Лицо, желающего сдать квалификационный экзамен, вместе с подлинниками документов может представить также их копии.

    Основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену являются:

    - наличие гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    - представление недостоверных сведений и (или) подложных документов;

    - представление неполного комплекта документов, а также несоблюдение следующих требований: подлинники документов, указанных в пунктах 1-3, 6-8, предъявляются во время подачи документов, а также в случае направления документов почтой подлинники указанных документов представляются лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в день проведения квалификационного экзамена до его начала.

    Подача заявления лицом, не выдержавшим квалификационного экзамена, до истечения одного года после принятия решения квалификационной комиссии.

    Лицам, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения направляется по почте (по запросу - выдается) выписка из протокола заседания квалификационной комиссии, содержащая мотивированное решение квалификационной комиссии об отказе в допуске к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в апелляционную комиссию лицом, желающим сдать квалификационный экзамен, в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии.

    В случае принятия апелляционной комиссией решения о допуске лица к квалификационному экзамену, оно допускается квалификационной комиссией к ближайшему экзамену.

    В случае, если квалификационный экзамен не сдан, для участия в следующем квалификационном экзамене представление документа о высшем юридическом образовании, договора о прохождении стажировки, копии заключения руководителя стажировки об итогах стажировки, копии решении о сокращении срока стажировки не требуется в течение срока хранения личного дела экзаменуемого.

    Решение квалификационной комиссии может быть обжалован в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию при Министерстве юстиции Российской Федерации.

    Днем подачи жалобы считается день непосредственного представления ее секретарю апелляционной комиссии либо день сдачи ее в организацию связи для направления в апелляционную комиссию. К подаваемой жалобе должна быть приложена копия выписки из протокола заседания квалификационной комиссии с отметкой о дате ее выдачи заявлению.

    Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

    Для сдачи повторного квалификационного экзамена прохождение дополнительной стажировки не требуется.

    Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, утвержденных приказом Минюста России от 30.11.2016 № 268, размещен сайте Управления Минюста России по Республике Тыва в разделе «Нотариат», в подразделе «Правовые основы нотариальной деятельности».

    Телефон для справок: 8(39422) 2-01-99

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2019
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2019
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2019
Нотариальный вестник — № 05 (Май) 2019
Нотариальный вестник — № 04 (Апрель) 2019
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2019
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2019
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2019
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2018

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.