Актуальные новости

    Распечатать

Цифровой нотариат в помощь бизнесу – основная тема международной нотариальной конференции в Санкт-Петербурге

Вклад нотариата в цифровизацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны, защита законных интересов бизнеса, обеспечение безопасности экономической деятельности в условиях развития цифрового общества стали основными темами для обсуждения на ежегодной нотариальной конференции, которая прошла 15 мая в рамках IX Международного юридического форума в Санкт­—Петербурге.

Тема цифровизации юридических услуг в целом является одной из приоритетных в рамках проведения Питерского юрфорума. Как отметил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, финансовые технологии, смарт-контракты, блокчейн, проблемы искусственного интеллекта все больше проникают в деловой оборот.

«Нам необходимо включить в правовое регулирование универсальные базовые подходы, чтобы обеспечить прозрачные и эффективные, безопасные условия для использования цифровых технологий. Тем более, что очевидно, в любом случае сфера их использования, сфера цифровых коммуникаций будет расширяться», — подчеркнул Дмитрий Анатольевич.

Российский нотариат одним из первых правовых институтов принял вызов времени и начал активно внедрять цифровые технологии в свою деятельность, обеспечивая тем самым необходимое инновационное развитие профессии и гарантируя дальнейшее стабильное развитие всего общества, в том числе и корпоративной сферы.

Обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, советник министра юстиции РФ Мария Мельникова отметила, что нотариат — это важный и востребованный элемент системы стабильности корпоративных правоотношений. Гарантированная нотариусом правовая защита в сочетании с широким перечнем удобных и востребованных бизнесом нотариальных сервисов способствуют повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.

Президент ФНП Константин Корсик в своем обращении к коллегам отметил, что за последнее время значительно выросла роль отечественного нотариата в корпоративной сфере.

В свое время привлечение нотариусов к регулированию корпоративных правоотношений позволило кардинально снизить количество рейдерских захватов предприятий, а также заметно уменьшить уровень мошенничества с имуществом юридических лиц. Отдельный вклад нотариат внес и в совершенствование регулирования залоговых отношений, усиление защиты интересов залогодержателя и добросовестного приобретателя движимого имущества. Для этой цели Федеральной нотариальной палатой был создан реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который на сегодняшний день содержит почти 7 миллионов записей. База данных, функционирующая в рамках Единой информационной системы нотариата, стала надежным инструментом защиты права собственности, а также создала механизм прозрачной и объективной оценки залоговых отношений в обороте движимого имущества. Публичный статус реестра, доступ к проверке сведений в котором осуществляется бесплатно на сайте ФНП, позволяет участникам сделок с движимым имуществом получать достоверную информацию о наличии обременений на приобретаемое имущество, а также стимулирует залогодержателя своевременно регистрировать факт залога.

Именно запись в реестре Единой информационной системы нотариата является критерием, по которому определяется, в соответствии с законом, старшинство залога. Это очень важно в случае судебного разбирательства. Кроме того, наличие или отсутствие в реестре соответствующего уведомления на дату приобретения заложенного имущества третьим лицом позволяет суду подтвердить его статус добросовестного покупателя либо убедиться в обратном.

Благодаря тому, что нотариат разработал и создал такой важный для бизнеса инструмент, Россия получила дополнительные возможности для повышения позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business, в результате чего в рейтинге страна поднялась на 31 строчку по уровню комфорта и безопасности предпринимательской деятельности

«Нотариат, объективно выступая гарантом законности удостоверяемого им акта, выполняет важную функцию превентивной судебной защиты, то есть снижает само число споров, либо обеспечивает надежную доказательную базу в случае, если спор все-таки возник. В первую очередь, такая правовая система позволяет эффективно защищать права слабой стороны, что крайне важно для малого и среднего бизнеса», — отметил президент ФНП Константин Корсик.

Одним из важных факторов является повышенная доказательственная сила нотариального акта, что позволяет избежать необходимости доказывания уже удостоверенных нотариусом фактом. А исполнительная сила нотариального акта позволяет эффективно разрешать ряд спорных вопросов вне судебных процедур, что не только снижает нагрузку на суды, но и позволяет избежать значительных финансовых и временных затрат, что также критично важно для и для управления бизнесом, и для защиты прав собственников бизнеса.

Важно подчеркнуть, что при сделках с юридическими лицами нотариус также действует в удобном режиме «одного окна». Он самостоятельно получает электронные выписки из соответствующего реестра, а после удостоверения сделки направляет туда заявления о внесении изменений. При этом срок регистрации занимает всего 5 дней. Таким образом, нотариат выступает в качестве эффективного фронт-офиса Федеральной налоговой службы.

Помимо ФНС, налажено электронное взаимодействие с МВД, Росреестром, кредитными организациями, органами ЗАГС. Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия нотариус имеет оперативный доступ к необходимым данным. Таким образом гарантируется достоверность сведений государственных реестров, сокращается срок совершения необходимых процедур.

О вкладе нотариата в развитие цифровой экономики своих стран рассказали и иностранные участники конференции, которая в этом году собрала рекордное количество участников — свыше 200 человек. Среди них гости из Франции, Италии, Австрии, Германии, Белоруссии, Казахстана.

Все участники отметили важность развития информационных технологий в нотариальной деятельности. Во многих странах на законодательном уровне закреплены принципы развития и внедрения в нотариальную деятельность электронных инноваций, что положительным образом отражается и на корпоративной сфере. Во Франции и Австрии нотариусы при регистрации корпоративных сделок активно используют дистанционную форму обслуживания клиентов. При этом даже не важно, находятся ли клиенты на территории страны.

В Белоруссии большой популярностью у бизнеса пользуется услуга по взысканию денежных обязательств по исполнительной надписи нотариуса (36% от всех видов нотариальных действий, совершаемых нотариусами республики). Причем сам Верховный Суд инициирует расширение перечня видов обязательств, по которым данная процедура может быть совершена нотариусом.

Подводя итоги конференции, все ее участники сошлись во мнении, что сами по себе цифровые технологии не являются гарантом защиты прав как граждан, так и юридических лиц. Это лишь полезный инструментарий, ускоряющий и упрощающий работу нотариуса, переводящий ее в востребованный современным обществом формат. А непосредственно безопасность оборота, защиту сделок от оспаривания, достоверность данных государственных реестров может обеспечить только нотариус.

Другие материалы по теме

Координационно-методический совет ЦФО РФ собрался в Брянске

«Россия 1»: президент ФНП рассказал о преимуществах «электронного нотариата»

Работа нотариата в условиях ограничительных мер: тема сессии Петербургского международного юридического форума

Поделиться
  • О допуске к квалификационному экзамену для лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью

    31 марта 2021 года на заседании квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у лиц, прошедших стажировку  и желающих  заниматься нотариальной деятельностью принято решение допустить к квалификационному экзамену, объявленного 22 апреля 2021 года следующих лиц:

    1) Ооржак Чинчи Чамзырыновну;

    2) Монгуш Шораану Сергеевну;

    3) Хорлу Чаяну Евгеньевну;

    4) Байс Хеймерек Семеновну;

    5) Деспилдей  Николая  Олеговича;

    6) Афраймович Ирину Эдуардовну;

    7) Пучкину Анастасию Яковлевну.

    Квалификационной комиссией на указанном заседании также принято решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену Копыловой Наталии Николаевне.

     

     

     

     

     

     

  • Брачный договор в процедуре государственной регистрации прав

    В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласиюсупругов.

           Брачным же договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности, как на все имущество супругов, так и на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (пункт 1 статьи 42 СК РФ).

            Согласно СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

                Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

              В связи с этим, можно двояко определить роль брачного договора в процессе государственной регистрации прав.

              В одном случае указанный договор будет являться дополнительным документом, который необходим для проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав документов. В ином же случае данный договор может являться самостоятельным документом-основанием возникновения или прекращения прав.

              Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

             В случае, если по условиям брачного договора недвижимое имущество перешло в раздельную собственность лица, на чье имя оно зарегистрировано, то при совершении сделок супругом с подобным имуществом брачный договор исключает необходимость предоставления нотариально удостоверенного согласия другого супруга, однако брачный договор необходимо будет предоставить в регистрирующий орган.

               Теперь рассмотрим случаи, когда брачный договор будет являться документом основанием возникновения или прекращения прав.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 41 СК РФ брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

              Так, в случае, если права на недвижимое имущество ранее были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) за одним из супругов, а брачным договором устанавливается режим раздельной собственности на данный объект иного супруга, то право собственности данного супруга подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленным действующим законодательством.

              Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в данном случае возникновение прав иного супруга влечет одновременно и необходимость прекращение прав того супруга, чьи права были зарегистрированы в ЕГРН. Поскольку государственная регистрация прав носит заявительный характер, это означает, что в указанной ситуации с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган необходимо будет обратиться обоим супругам. Брачный договор в указанном случае будет являться документом-основанием возникновения и прекращения прав.

           В случае установления режима долевой собственности на совместно нажитое имущество будет также применяться процедура прекращения прав и регистрация нового права долевой собственности, что также предполагает необходимость предоставления в регистрирующий орган совместных заявлений супругов.

           Обращаем внимание, что брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

            Нотариус обязан в течение рабочего дня подать в электронном виде сведения об удостоверенной им сделке с недвижимостью в Росреестр.

    В завершение можно отметить, что супруги могут установить договорный режим как в отношении недвижимого имущества, которое уже имеется у супругов или у одного из них, так и в отношении недвижимого имущества, которые супруги будут приобретать в будущем.

            Граждане могут подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций),  посредством отправки с использованием веб-сервисов, подать документы в ближайший МФЦ. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

                                                            Дугар-Сурун С.В., и.о. начальника Кызылского отдела  Управления Росреестра по Республике Тыва

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2021
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2021
Право каждого — № 1 (73) 2021
Право каждого — № 2 (72) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2021
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2020
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2020
Нотариальный вестник — № 08 (Август) 2020

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.