Актуальные новости

    Распечатать

Цифровой нотариат в помощь бизнесу – основная тема международной нотариальной конференции в Санкт-Петербурге

Вклад нотариата в цифровизацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны, защита законных интересов бизнеса, обеспечение безопасности экономической деятельности в условиях развития цифрового общества стали основными темами для обсуждения на ежегодной нотариальной конференции, которая прошла 15 мая в рамках IX Международного юридического форума в Санкт­—Петербурге.

Тема цифровизации юридических услуг в целом является одной из приоритетных в рамках проведения Питерского юрфорума. Как отметил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, финансовые технологии, смарт-контракты, блокчейн, проблемы искусственного интеллекта все больше проникают в деловой оборот.

«Нам необходимо включить в правовое регулирование универсальные базовые подходы, чтобы обеспечить прозрачные и эффективные, безопасные условия для использования цифровых технологий. Тем более, что очевидно, в любом случае сфера их использования, сфера цифровых коммуникаций будет расширяться», — подчеркнул Дмитрий Анатольевич.

Российский нотариат одним из первых правовых институтов принял вызов времени и начал активно внедрять цифровые технологии в свою деятельность, обеспечивая тем самым необходимое инновационное развитие профессии и гарантируя дальнейшее стабильное развитие всего общества, в том числе и корпоративной сферы.

Обращаясь к участникам конференции с приветственным словом, советник министра юстиции РФ Мария Мельникова отметила, что нотариат — это важный и востребованный элемент системы стабильности корпоративных правоотношений. Гарантированная нотариусом правовая защита в сочетании с широким перечнем удобных и востребованных бизнесом нотариальных сервисов способствуют повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.

Президент ФНП Константин Корсик в своем обращении к коллегам отметил, что за последнее время значительно выросла роль отечественного нотариата в корпоративной сфере.

В свое время привлечение нотариусов к регулированию корпоративных правоотношений позволило кардинально снизить количество рейдерских захватов предприятий, а также заметно уменьшить уровень мошенничества с имуществом юридических лиц. Отдельный вклад нотариат внес и в совершенствование регулирования залоговых отношений, усиление защиты интересов залогодержателя и добросовестного приобретателя движимого имущества. Для этой цели Федеральной нотариальной палатой был создан реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который на сегодняшний день содержит почти 7 миллионов записей. База данных, функционирующая в рамках Единой информационной системы нотариата, стала надежным инструментом защиты права собственности, а также создала механизм прозрачной и объективной оценки залоговых отношений в обороте движимого имущества. Публичный статус реестра, доступ к проверке сведений в котором осуществляется бесплатно на сайте ФНП, позволяет участникам сделок с движимым имуществом получать достоверную информацию о наличии обременений на приобретаемое имущество, а также стимулирует залогодержателя своевременно регистрировать факт залога.

Именно запись в реестре Единой информационной системы нотариата является критерием, по которому определяется, в соответствии с законом, старшинство залога. Это очень важно в случае судебного разбирательства. Кроме того, наличие или отсутствие в реестре соответствующего уведомления на дату приобретения заложенного имущества третьим лицом позволяет суду подтвердить его статус добросовестного покупателя либо убедиться в обратном.

Благодаря тому, что нотариат разработал и создал такой важный для бизнеса инструмент, Россия получила дополнительные возможности для повышения позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business, в результате чего в рейтинге страна поднялась на 31 строчку по уровню комфорта и безопасности предпринимательской деятельности

«Нотариат, объективно выступая гарантом законности удостоверяемого им акта, выполняет важную функцию превентивной судебной защиты, то есть снижает само число споров, либо обеспечивает надежную доказательную базу в случае, если спор все-таки возник. В первую очередь, такая правовая система позволяет эффективно защищать права слабой стороны, что крайне важно для малого и среднего бизнеса», — отметил президент ФНП Константин Корсик.

Одним из важных факторов является повышенная доказательственная сила нотариального акта, что позволяет избежать необходимости доказывания уже удостоверенных нотариусом фактом. А исполнительная сила нотариального акта позволяет эффективно разрешать ряд спорных вопросов вне судебных процедур, что не только снижает нагрузку на суды, но и позволяет избежать значительных финансовых и временных затрат, что также критично важно для и для управления бизнесом, и для защиты прав собственников бизнеса.

Важно подчеркнуть, что при сделках с юридическими лицами нотариус также действует в удобном режиме «одного окна». Он самостоятельно получает электронные выписки из соответствующего реестра, а после удостоверения сделки направляет туда заявления о внесении изменений. При этом срок регистрации занимает всего 5 дней. Таким образом, нотариат выступает в качестве эффективного фронт-офиса Федеральной налоговой службы.

Помимо ФНС, налажено электронное взаимодействие с МВД, Росреестром, кредитными организациями, органами ЗАГС. Благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия нотариус имеет оперативный доступ к необходимым данным. Таким образом гарантируется достоверность сведений государственных реестров, сокращается срок совершения необходимых процедур.

О вкладе нотариата в развитие цифровой экономики своих стран рассказали и иностранные участники конференции, которая в этом году собрала рекордное количество участников — свыше 200 человек. Среди них гости из Франции, Италии, Австрии, Германии, Белоруссии, Казахстана.

Все участники отметили важность развития информационных технологий в нотариальной деятельности. Во многих странах на законодательном уровне закреплены принципы развития и внедрения в нотариальную деятельность электронных инноваций, что положительным образом отражается и на корпоративной сфере. Во Франции и Австрии нотариусы при регистрации корпоративных сделок активно используют дистанционную форму обслуживания клиентов. При этом даже не важно, находятся ли клиенты на территории страны.

В Белоруссии большой популярностью у бизнеса пользуется услуга по взысканию денежных обязательств по исполнительной надписи нотариуса (36% от всех видов нотариальных действий, совершаемых нотариусами республики). Причем сам Верховный Суд инициирует расширение перечня видов обязательств, по которым данная процедура может быть совершена нотариусом.

Подводя итоги конференции, все ее участники сошлись во мнении, что сами по себе цифровые технологии не являются гарантом защиты прав как граждан, так и юридических лиц. Это лишь полезный инструментарий, ускоряющий и упрощающий работу нотариуса, переводящий ее в востребованный современным обществом формат. А непосредственно безопасность оборота, защиту сделок от оспаривания, достоверность данных государственных реестров может обеспечить только нотариус.

Другие материалы по теме

Координационно-методический совет ЦФО РФ собрался в Брянске

«Россия 1»: президент ФНП рассказал о преимуществах «электронного нотариата»

Работа нотариата в условиях ограничительных мер: тема сессии Петербургского международного юридического форума

Поделиться
  • ВНИМАНИЮ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА!

    Уважаемые жители Республики Тыва и должностные лица органов местного самоуправления!

     

    С 1 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ, которым внесён ряд существенных изменений в законодательство о нотариате.

    Как и прежде, должностные лица органов местного самоуправления могут совершать некоторые нотариальные действия.

    Однако с 01 сентября 2019 года в органах местного самоуправления нельзя удостоверять доверенности по распоряжению недвижимым имуществом и завещания.

    При этом, установлена обязанность нотариальных палат по утверждению графика приёма населения в поселениях или населённых пунктах, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий.

    В случае наличия у Вас сведений о таких населённых пунктах, просим сообщить в Нотариальную палату Республики Тыва до 25 апреля 2020 года по электронной почте np-tuva@mail.ru и(или) по телефону 8 (39422) 5-35-88.

     

  • ВНИМАНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ!

    Нотариальная палата Республики Тыва информирует о том, что в связи с вступлением 23 февраля 2020 года в силу приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.2020 №№ 14, 15, 16, приказы Минюста России от 29.06.2015 № 156, от 22.01.2016 № 13, от 06.06.2017 № 97 соответственно признаны утратившими силу:

    Новый приказ

    Приказ, утративший силу

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»

    Приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов».

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 14 «О утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене доверенности органом местного самоуправления, должностное лицо которого удостоверило доверенность»

    Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность»

    Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»

    Приказ Минюста России от 22.01.2016 № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»

     

    Кроме того, приказом Минюста России от 07.02.2020 № 13 внесены изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 129.

    Новая редакция Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденного приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129, действует также с 23 февраля 2020 года.

Нотариальные действия и тарифы
Нотариальный вестник — № 07 (Июль) 2020
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2020
Право каждого — № 1 (71) 2020
Нотариальный вестник — № 04-05 (Апрель-Май) 2020
Нотариальный вестник — № 03 (Март) 2020
Нотариальный вестник — № 02 (Февраль) 2020
Нотариальный вестник — № 01 (Январь) 2020
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2019
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2019
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2019

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.